Наземное обледенение ВС
Факторы внешней среды оказывают различное влияние на безопасность полетов в зависимости от типа ВС, режима и этапа полета.
Одни из них, такие как турбулентность, сдвиг ветра, спутный след, обледенение изменяют силы и моменты, действующие на ВС, и вызывают его возмущенное движение.
Другие (удар молнии или птицы) вызывают местные разрушения конструкции ВС, отказ системы связи и навигации.
А такие факторы, как туман и низкая облачность затрудняют самолетовождение, выполнение посадки и могут привести к ошибочным действиям экипажа.
Полёты в особых условиях рассматривались в заключительной части I курса.
Из всех случаев полётов в особых условиях хотелось подробнее остановиться на вопросах возникновения и устранения наземного обледенения на ВС перед вылетом, как случаях, связанных именно с качеством технического обслуживания Вс.
Примеры авиационных происшествий по причине наличия обледенения ВС при
взлёте:
1.02.1985 г в аэропорту Минск-2 при взлёте потерпел катастрофу самолёт ТУ-134А №
65910. При подготовке к вылету и во время взлёта наземного обледенения не наблюдалось. Температура наружного воздуха составляло -20 С.
Однако заправленный топливом самолёт находился на стоянке несколько дней, в течение которых температура воздуха доходила до -200 С. В день вылета имело место резкое потепление. Т. к за время стоянки на самолёте скопились значительные отложения льда и снега, за 2 часа до вылета самолёт прошёл обработку ПОЖ.
Взлёт состоялся в 7 ч.15 мин. (тёмное время суток). Через 5 сек. После взлёта на высоте 35 м. у самолёта отказал левый двигатель, а через минуту -правый (на высоте 220 м.). при посадке на лес самолёт разрушился и загорелся, что не позволило достоверно установить наличие на нем льда при взлёте.
Однако анализ обстоятельств этого АП и исследования двигателей, имевших разрушения лопаток ГВТ позволили сделать вывод, что причиной явился срыв льда с крыльев ВС и его попадание в двигатель, что привело к их разрушению и отказу.
Очевидно, при контакте крыла, заправленного топливом с минусовой температурой и влаги в воздухе после обработки ПОЖ образовался «топливный лёд», который затем сорвало с крыльев.
12 декабря 1985 г. на взлёте в аэропорту Гандер (США) потерпел катастрофу самолёт ДС-8. Погибли все находившиеся на борту -256 человек.
Погодные условия в момент взлёта — дождь со снегом, ветер, наземное обледенение. Верхняя поверхность крыльев самолёта покрылась льдом. Однако экипаж не обратил на это должного внимания и произвёл взлёт.
В результате срыва потока с крыла самолёт упал через несколько секунд после отрыва с высоты 49 м. в 990м. от торца ИВПП. Сваливание возникло на скорости 296 км/час, что на 39км/час выше обычной минимальной скорости.
Как показало моделирование уменьшение Су при углах атаки 100 П5° составило до 30%.
Сх увеличился в данной ситуации на 20%.
К аналогичным случаям можно отнести и катастрофу Б-737 имевшую место 13 января 1982 г. в аэропорту Вашингтон с падением в реку Патомак (случай описан в части I курса), а также катастрофу ВС АТР-42 в аэропорту Рощино (г. Тюмень) в марте 2011г. .
Как видно из приведённых примеров случаи АП по причине наземного обледенения ВС продолжают иметь место и в настоящее время несмотря на то, что за последние 2 десятилетия авиационные администрации ряда стран и международные организации (АЕА, ИКАО) ведут систематическую работу по улучшению защиты ВС от наземного обледенения.
Обледенение ВС может происходить как на земле, так и в полете в широком диапазоне температур атмосферного воздуха, высот и скоростей полета.
Образование льда на поверхности ВС происходит при наличии в атмосфере воды в виде переохлажденных капель, пара, ледяных кристаллов в условиях, когда температура невозмущенного воздуха равна температуре замерзания или ниже ее, а также когда температура поверхности ВС ниже температуры замерзания. В облаках переохлажденная вода и лед находятся совместно при t = 0-200С. (На высоте 12 км — до -400С.)